В минувшую пятницу в Научной библиотеке Национального исследовательского Томского государственного университета прошла окружная конференция «Повышение финансовой грамотности в Сибирском федеральном округе: тренды, задачи, перспективы». Мероприятие стало уникальной площадкой для профессиональной дискуссии, сфокусированной на вопросах эффективного взаимодействия участников реализации программы Стратегии повышения финансовой грамотности в России на 2017-2023 годы.

Организаторы конференции – Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и Администрация Томской области. Операторами выступили ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации» и Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации.

В число участников конференции также вошли заместитель министра финансов России Михаил Котюков, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Вадим Головко, руководители и представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, представители территориальных отделений Сибирского главного управления Банка России, федеральных методических центров повышения финансовой грамотности населения и экспертного сообщества.

Конференцию открыл исполняющий обязанности губернатора Томской области Владимир Мазур:  «Помочь людям сориентироваться в быстро меняющемся финансовом рынке, уберечь от мошенников, научить, как пользоваться деньгами – эти задачи с каждым годом становятся все более необходимыми и востребованными нашими жителями». В своем приветственном слове он подчеркнул, что компетентность граждан в распоряжении честно заработанными деньгами – это не только условие личной безопасности, достатка и дохода, но и одно из условий доверия людей к государству.

В течение дня федеральные и региональные эксперты обсуждали вопросы интеграции финансовой грамотности в образовательный процесс, развитие кадрового потенциала и способы выстраивания коммуникации с населением при формировании финансовой культуры.

«Важно, чтобы преподавателями были люди, которые вызывают доверие. Как правило, большее доверие возникает, когда нет большого межпоколенческого разрыва, когда на одном языке говорят люди. Для молодежи сейчас наиболее авторитетны блогеры, к счастью, у нас есть такая поддержка, такое сообщество, нужно опираться на это. Я прошу и вас у себя в регионах такое сообщество найти, это очень серьёзная поддержка», – рекомендовал участникам заместитель министра финансов РФ Михаил Котюков.

В рамках секции «Интеграция финансовой грамотности в образовательный процесс и развитие кадрового потенциала» собравшиеся обсудили изменения в преподавании финансовой грамотности в свете обновленных стандартов начального и основного общего образования, основные акценты методического и кадрового обеспечения преподавания финансовой грамотности и вовлеченности образовательных организаций и охват учащихся.

Ключевыми темами секции «Эффективные коммуникации с населением: новые вызовы и возможности на пути к построению новой финансовой культуры» стали задачи, которые встают перед институтами, занимающимися финансовым просвещением, способы поиска аудиторией необходимой информации, система межведомственной координации в части информирования граждан и действия государства на федеральном и региональном уровне для продвижения и популяризации тем финансовой и бюджетной грамотности.

В рамках второй секции о влиянии новых медиа на формирование финансовой культуры населения рассказал министр финансов и налоговой политики Новосибирской области – заместитель Председателя Правительства Новосибирской области Виталий Голубенко: «Говоря о финансовой культуре в государственном смысле, мы должны достичь следующих целей: чтобы человек понял сам, чтобы помог другому и чтобы он не стал мошенником, используя полученные знания во вред окружающим». По мнению министра, достижению этих целей поспособствуют рейтингование региональных медиа для возможного вовлечения их в общую информационную кампанию, сотрудничество с медиа, публикующими позитивный контент, а также формирование образа финансово-духовного гражданина страны как перечня признаков и ценностей для дальнейшего выстраивания корректного информационного воздействия. Виталий Голубенко также обратил внимание на то, что одним из качеств, присущих новым медиа, является демократизация процесса их создания, и важно не игнорировать этот феномен. «Отношение к медиа у человека формируется по первому впечатлению, и если оно сложилось негативное, заставить его перепроверить свою точку зрения будет сложно».