Искусственный интеллект (ИИ)

В страховании жизни Искусственный интеллект уже используется для андеррайтинга, а также для обработки заявлений на страховую выплату. Алгоритмы ИИ способны анализировать большие массивы данных, выявляя закономерности и тенденции, которые зачастую могут быть упущены, либо вовсе не видны андеррайтеру. При этом скорость работы ИИ намного выше, чем скорость работы человека, что ощутимо ускоряет как процесс оформления договора страхования, так и получения клиентом страховой выплаты. Кроме этого, ИИ может также использоваться для создания персонализированных страховых продуктов, учитывающих индивидуальные потребности клиента и его профиль страхового риска.

Большие данные (BigData)

Всеобщая цифровизация генерирует большие объёмы различных данных. Эти данные сегодня называют термином BigData. Сами по себе эти данные могут ничего не значить, но при должном анализе данных из разных источников эти данные несут в себе ценную информацию не только для страховщика, но и для клиента.

Пример:
Пётр заказал в онлайн-магазине горные лыжи, а на следующий день забронировал отель в Красной Поляне и авиаперелёт до Сочи. С высокой долей вероятности Пётр собирается кататься на горных лыжах. Получив эти данные, страховщик сможет предложить Петру приобрести полис, покрывающий спортивные травмы. Если у Петра такой полис есть, то страховщик просто напомнит Петру, что его страховка покрывает зимние виды спорта и что он может кататься спокойно.

Это довольно простой сценарий использования BigData. На практике таких сценариев может быть великое множество. Анализируя большие данные из различных источников, таких как социальные сети, носимые устройства, онлайн-магазины, страховщики могут получить более полное представление о рисках своих клиентов, заранее их предупреждать о возможных опасностях, тем самым помогая избегать возможных страховых событий.

Блокчейн (Blockchain)

Нет, речь не о криптовалютах. Криптовалюты, это одна из реализаций технологии блокчейн. Если вкратце, то блокчейн – это технология распределённой бухгалтерской книги, записи в которой нельзя подделать, что делает обмен данными или транзакции безопасными и прозрачными. В страховании блокчейн рассматривается как технология, которая помогает оптимизировать процесс рассмотрения страховых случаев и минимизировать страховое мошенничество. С точки зрения клиента, удобство блокчейна в том, что клиенту больше не потребуется собирать и хранить оригиналы документов, необходимых для выплаты. В идеале блокчейн позволяет достичь так называемого «бесшовного» клиентского опыта – когда от момента наступления страхового случая до момента получения страховой выплаты пройдёт всего несколько минут.

Носимые устройства и телеметрия

При помощи носимых устройств, таких как фитнес-браслеты, либо умные часы, страховщики смогут осуществлять мониторинг здоровья своих клиентов в реальном времени. Данные с носимых устройств могут использоваться для создания персонализированных страховых продуктов, либо для стимулирования клиентов к ведению здорового образа жизни и поддержанию здоровых привычек.

Пример:
Пётр ежедневно использует известную практику «10 000 шагов в день» для укрепления своего здоровья. За это Пётр ежедневно получает от страховщика баллы, которые он может потратить для оплаты следующего страхового взноса, либо прибрести товары и услуги в магазинах партнёров страховой компании.

Кроме носимых устройств, набирают также популярность различные медицинские гаджеты. Например, умный тонометр не только измерит давление, но и предупредит клиента о необходимости обратиться к врачу.

Виртуальные помощники: чат-боты и голосовые ассистенты

Чат-боты и голосовые ассистенты многим уже хорошо знакомы по банковским приложениям. В страховании виртуальные помощники используются для консультации клиентов по продуктам, подбору оптимальных страховых программ, продаж страховых полисов и мгновенной поддержки клиентов по различным вопросам. За рубежом существуют виртуальные ассистенты, выступающие в роли медицинских советников, которые могут задать ряд вопросов о состоянии здоровья клиента, а затем, в зависимости от полученных ответов, рекомендуют пройти определённые лабораторные или инструментальные исследования, обратиться к конкретному врачу-специалисту, помогая записаться к нему на консультацию.

Роботизация процессов (Robotic process automation — RPA)

Внутренние рабочие процессы страховщика – это достаточно сложный механизм, включающий работу сотрудников ряда подразделений. При этом многие из задач рутинны и постоянно повторяются. RPA позволяет автоматизировать ряд таких процессов, как ввод данных, обработка документов, получение аналитики. Тем самым страховщик сможет сократить время и ресурсы, тем самым ускоряя обслуживание клиентов.

Дополненная реальность (AR)

Технологии дополненной реальности можно использовать как для знакомства клиентов с продуктами страховщика, так и в развлекательных целях (например, для виртуальной экскурсии по офису страховой компании и знакомству с её сотрудниками). Кроме этого, AR может использоваться и в медицинских целях. К примеру, для реабилитации после травм или несчастных случаев, а также при оказании психологической поддержки.

Генетическое тестирование и предиктивные технологии

Генетические тесты появились на рынке относительно недавно и довольно быстро стали рассматриваться страховщиками жизни как одна из перспективных технологий. С помощью генетических тестов можно узнать информацию о возможных рисках развития у человека различных заболеваний, например, онкологии, сердечно-сосудистых и других опасных болезней. Это позволит клиенту заблаговременно принять профилактические меры для снижения рисков развития определённых заболеваний. Кроме этого, генетические тесты потенциально позволят страховой компании применять более точный андеррайтинг, предлагая персонализированные и доступные страховые продукты.

Резюме

Страхование меняется, становясь всё более удобным и доступным. Ещё несколько лет назад для оформления страхового полиса требовалось посещать офис страховой компании или приглашать домой страхового агента. Сейчас большинство страховых продуктов можно оформить в несколько кликов. При этом новые технологии со временем внедряются всё быстрее и быстрее, поэтому все перечисленные сервисы и технологии уже либо применяются в страховании, либо появятся у страховщиков в ближайшее время.

Но что более важно, страхование в будущем станет уже не просто инструментом финансовой защиты при страховых случаях, но помощником для клиентов, который поможет им избежать страховых событий, заблаговременно предупреждая застрахованных о возможных рисках и опасностях.

Текст предоставлен компанией ООО СК «Сбербанк страхование жизни».