Сбережения и финансовая подушка безопасности

В целом к вопросу накоплений стали ответственнее относится и мужчины, и женщины. По данным опроса, проведенным Аналитическим центром НАФИ в 2024 году, четверть россиян имеют финансовую подушку безопасности (27%). Из них 15% сделали запас средств на привычную жизни от 3 до 6 месяцев, а 12% – на полгода и дольше. При этом ещё четыре года назад о наличии сбережений заявляли только 20% опрошенных.

Напомним, финансовая подушка безопасности – это сумма в размере 3-6 среднемесячных доходов, которую можно использовать в непредвиденной ситуации (потеря работы, лечение и т.п.).

Описывая типичный портрет человека с накоплениями, которых хватит более чем на полгода, НАФИ назвал семейного мужчину-руководителя из Санкт-Петербурга или Москвы с высшим образованием.

При этом женщины чаще мужчин скрывают от близких и друзей сам факт наличия сбережений, о чём свидетельствуют данные опроса сервиса «Работа.ру». Так, 47% респонденток заявили, что не говорят с родственниками о своих накоплениях. Среди мужчин скрытными оказались только 17%.

Кстати, об уровне своего дохода женщины тоже говорят реже мужчин – 16% против 10%.

В целом менее половины респондентов (47%) делятся информацией о своих сбережениях со всеми членами семьи. При этом 18% раскрывают такие данные не всем близким людям, а 38% не обсуждают эту тему ни с кем.

Экономия мужчин и женщин

По данным ещё одного опроса НАФИ, который центр провёл в конце 2024 года, экономными в повседневной жизни себя считают 56% россиян. При этом 39% опрошенных заявили, что не обладают таким качеством. Неэкономными себя чаще называли женщины, чем мужчины (42% против 35%).

Чтобы сократить свои расходы, 65% респондентов покупают товары по акции. При этом чаще так делают женщины (70% против 60% мужчин). Однако они реже экономят на лекарствах, медицинских услугах (57% против 44% среди мужчин) и нуждах своих детей (27% против 18% среди мужчин).

В топ-5 вещей и услуг, на которых россияне не станут экономить, вошли:

  • продукты питания (53%)
  • лекарства и медицинские услуги (51%)
  • жилищно-коммунальные услуги (33%)
  • нужды детей (игрушки, обучение и т.д.) (23%)
  • одежда и обувь (13%).

Инвестиции

Согласно исследованию JetLend, в целом и у мужчин, и у женщин небольшая разница в стратегии инвестирования. Однако женщины более осторожны в данном вопросе и реже занимаются инвестициями.

Мужчины наибольший объём средств направляют в акции (50%), облигации (29%), банковские вклады (23%). Женщины чаще вкладываются в акции (44%), банковские вклады (35%), облигации (22%).

Мужская половина откладывает для инвестиций от 10 до 20% дохода (27% опрошенных), а женщины – от 5 до 10% дохода (33% опрошенных).

Кстати, финансовая грамотность россиян в вопросе инвестиций продолжает расти, что подтверждает исследование Аналитического центра НАФИ. В 2024 году субиндекс «Инвестиционная и сберегательная грамотность» показал хороший рост: 61,2% против 56,3% в 2023 году.

Однако снизился субиндекс «Отсутствие барьеров» с 55,8 до 50,2% – это говорит о сложностях на пути к регулярным вложениям. Также увеличилось число больше россиян, которые рассчитывают на поддержку государства в сфере сбережений и вложений, – с 51 до 65%. Всё больше опрошенных уверены: для инвестиций нужно специальное образование, свободное время и крупная сумма денег.