Как правильно говорить с пожилыми людьми?

Важно не только то, о чём вы говорите, но и как вы говорите. Нужно быть внимательным к пожилому человеку, поднимая тему финансовой грамотности, чтобы случайно не оскорбить его. Иногда старшие родственники с недоверием относятся к советам младших членов семьи и не хотят выслушивать поучения. Есть несколько советов, которые помогут правильно донести информацию.

  • Не нужно навязывать свою точку зрения. Важно мягко предлагать свою помощь и советы, уважительно относиться к опыту пожилых людей.
  • Давайте советы через истории. Примеры из жизни общих знакомых лучше запомнятся, чем сухие рекомендации.
  • Напомните о своей поддержке. Убедите пожилых родственников, что они всегда могут обратиться к вам в сложных финансовых вопросах.

Какие финансовые темы стоит обсудить с пожилыми родственниками?

Чтобы обезопасить и поддержать финансовую стабильность пожилых людей, в разговоре с ними стоит обсудить несколько важных вопросов.

1. Планирование бюджета

У многих есть представление о том, как жить экономно, однако не ведут учёт доходов и расходов. Это полезная привычка позволит управлять деньгами эффективнее. Важно рассказать своим пожилым родственникам о планировании, ведь оно помогает получать больше за те же деньги и быстрее достигать финансовых целей. Можно совместно придумать какую-то цель, например, накопить на новую стиральную машинку.

2. Как не стать жертвой мошенника

Важно объяснить пожилым родственникам, что ни в коем случае нельзя называть третьим лицам секретные данные: коды из СМС, CVV-код, пароли и т.п. Лучше при малейших сомнениях связаться с родственниками и посоветоваться, как поступить.

Также нужно напомнить, что сотрудники Социального фонда и других служб не ходят по квартирам, не звонят, не рассылают электронные письма с предложениями оформить прибавку к пенсии. Все государственные услуги пожилые люди могут получить бесплатно через Социальный фонд или МФЦ.

Среди основных признаков мошенничества стоит назвать следующие:

  • Злоумышленник – инициатор общения. Он сам звонит жертве, пишет ей в мессенджере или приходит домой, например, представляясь специалистом какой-либо организации.
  • Главная тема разговора – деньги. Мошенник предлагает получить призы или оформить государственную услугу, пугает потерей сбережений, рассказывает легенду, связанную с финансовыми трудностями родственников.
  • Просит личные данные. Злоумышленник интересуется номером карты, паролями, CVV-кодом, паспортными данными. Может запросить код под видом подтверждения записи к врачу.
  • Принуждает к действию. Часто мошенник пытается заставить выполнить какое-либо действие: подписать документы, перевести деньги, оформить заём.
  • Использует методы психологического давления. В результате пожилой человек не успевает всё обдумать и принять взвешенное решение: его торопят, угрожают, пугают.

3. Основные правила при использовании банковских и страховых услуг

Необходимо рассказать пожилым родственникам о банковских и страховых услугах, объяснить все тонкости их использования. Разные инструменты предназначены для разных целей, и важно понимать, в какой ситуации они помогут, а где могут навредить. Информацию о банковских продуктах необходимо брать только с официальных источников. При этом стоит помнить, что все положенные по закону льготы оформляют бесплатно. Если на сайте предлагают заплатить за услугу – это обман, и сайт может принадлежать мошенникам.

4. Как искать информацию и узнавать больше

Можно самостоятельно изучить вопрос, а затем поделиться информацией с пожилыми родственниками. Сегодня существуют ресурсы, где собраны данные о льготах при лечении в санаториях, скидках при посещении театров, спортзалов, кафе. Также пожилому человеку можно предложить пройти онлайн-обучение по финансовой грамотности, например, от Банка России, и регулярно участвовать в финансовых мероприятиях, например:

Материал подготовлен с использованием информации Банка России