Как правильно говорить с пожилыми людьми?
Важно не только то, о чём вы говорите, но и как вы говорите. Нужно быть внимательным к пожилому человеку, поднимая тему финансовой грамотности, чтобы случайно не оскорбить его. Иногда старшие родственники с недоверием относятся к советам младших членов семьи и не хотят выслушивать поучения. Есть несколько советов, которые помогут правильно донести информацию.
- Не нужно навязывать свою точку зрения. Важно мягко предлагать свою помощь и советы, уважительно относиться к опыту пожилых людей.
- Давайте советы через истории. Примеры из жизни общих знакомых лучше запомнятся, чем сухие рекомендации.
- Напомните о своей поддержке. Убедите пожилых родственников, что они всегда могут обратиться к вам в сложных финансовых вопросах.
Какие финансовые темы стоит обсудить с пожилыми родственниками?
Чтобы обезопасить и поддержать финансовую стабильность пожилых людей, в разговоре с ними стоит обсудить несколько важных вопросов.
1. Планирование бюджета
У многих есть представление о том, как жить экономно, однако не ведут учёт доходов и расходов. Это полезная привычка позволит управлять деньгами эффективнее. Важно рассказать своим пожилым родственникам о планировании, ведь оно помогает получать больше за те же деньги и быстрее достигать финансовых целей. Можно совместно придумать какую-то цель, например, накопить на новую стиральную машинку.
2. Как не стать жертвой мошенника
Важно объяснить пожилым родственникам, что ни в коем случае нельзя называть третьим лицам секретные данные: коды из СМС, CVV-код, пароли и т.п. Лучше при малейших сомнениях связаться с родственниками и посоветоваться, как поступить.
Также нужно напомнить, что сотрудники Социального фонда и других служб не ходят по квартирам, не звонят, не рассылают электронные письма с предложениями оформить прибавку к пенсии. Все государственные услуги пожилые люди могут получить бесплатно через Социальный фонд или МФЦ.
Среди основных признаков мошенничества стоит назвать следующие:
- Злоумышленник – инициатор общения. Он сам звонит жертве, пишет ей в мессенджере или приходит домой, например, представляясь специалистом какой-либо организации.
- Главная тема разговора – деньги. Мошенник предлагает получить призы или оформить государственную услугу, пугает потерей сбережений, рассказывает легенду, связанную с финансовыми трудностями родственников.
- Просит личные данные. Злоумышленник интересуется номером карты, паролями, CVV-кодом, паспортными данными. Может запросить код под видом подтверждения записи к врачу.
- Принуждает к действию. Часто мошенник пытается заставить выполнить какое-либо действие: подписать документы, перевести деньги, оформить заём.
- Использует методы психологического давления. В результате пожилой человек не успевает всё обдумать и принять взвешенное решение: его торопят, угрожают, пугают.
3. Основные правила при использовании банковских и страховых услуг
Необходимо рассказать пожилым родственникам о банковских и страховых услугах, объяснить все тонкости их использования. Разные инструменты предназначены для разных целей, и важно понимать, в какой ситуации они помогут, а где могут навредить. Информацию о банковских продуктах необходимо брать только с официальных источников. При этом стоит помнить, что все положенные по закону льготы оформляют бесплатно. Если на сайте предлагают заплатить за услугу – это обман, и сайт может принадлежать мошенникам.
4. Как искать информацию и узнавать больше
Можно самостоятельно изучить вопрос, а затем поделиться информацией с пожилыми родственниками. Сегодня существуют ресурсы, где собраны данные о льготах при лечении в санаториях, скидках при посещении театров, спортзалов, кафе. Также пожилому человеку можно предложить пройти онлайн-обучение по финансовой грамотности, например, от Банка России, и регулярно участвовать в финансовых мероприятиях, например:
- Финансовый диктант
- Финансовая грамотность в семейном бюджете
- Просветительские мероприятия в рамках Декады пожилого человека
- Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности среди лиц пенсионного возраста
Материал подготовлен с использованием информации Банка России
Комментарии
Комментариев пока нет