Если у вас появилась отличная идея для бизнеса, важно её проанализировать и разработать стратегию компании. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

  • Что вы будете создавать? Какие услуги оказывать?
  • Кто будет вашей целевой аудиторией?
  • В чём польза вашего продукта?
  • Чем вы будете отличаться от конкурентов? В чём заключается уникальность вашего продукта/услуги?
  • Какой потенциал у вашего бизнеса?
  • С какими угрозами и сложностями может столкнуться ваш бизнес?
  • Как действовать, если условия резко изменятся?
  • К каким результатам вы стремитесь? (важно указать конкретный срок)

Разберём по шагам, как ответить на эти вопросы и приступить к воплощению мечты в жизнь.

1. Проанализируйте рынок

Например, вы планируете продавать какой-либо товар. Прежде всего необходимо разобраться, есть ли на него спрос и какие аналогичные предложения на рынке можно встретить.

Если спрос большой и только растёт, это огромный плюс. Однако также это может означать, что растёт и количество предложений от других продавцов – высокая конкуренция. В результате за внимание покупателей придётся побороться.

Также важно понять, каким образом покупают ваш товар: онлайн, в супермаркетах, небольших магазинах.

Важно проанализировать всех конкурентов и пути сбыта.

2. Определитесь с целевой аудиторией

«Мой товар – для всех!» – неверное утверждение. Необходимо выбрать свою целевую аудиторию и продавать продукт именно для неё. Поэтому важно разобраться, кто чаще покупает ваш товар и наиболее в нём заинтересован.

Например, вы планируете открыть магазин с детскими игрушками. Конечно, игрушки покупают для малышей, но важно учесть, что решение о покупке принимают их родители!

Какую потребность вы закрываете своим товаром? О чём думают люди, которые ищут ваш товар, и где они его ищут? Какой их возраст, характер, интересы? Любые мелочи важны для анализа целевой аудитории – так вы с большей вероятностью попадёте в цель.

Если аудитория всё же слишком широкая, можно разделить её на несколько групп. Проанализировав каждую, будет легче определиться, кто чаще покупает ваш товар. Кстати, такой анализ поможет и в запуске рекламной кампании.

3. Сформулируйте уникальное предложение

Ваше торговое предложение должно быть уникальным: так вы сможете отличаться от конкурентов и завладеете вниманием покупателей.

Например, вы будете создавать игрушки на заказ по рисункам детей. Или все ваши игрушки будут ручной работы в уникальной авторской стилистике. Вариантов огромное множество, но важно, чтобы они были интересны для ваших покупателей.

К сожалению, иногда наши идеи кажутся интересными далеко не всем. Поэтому, если у вас есть возможность, стоит провести опрос среди предполагаемой целевой аудитории. Так вы узнаете, действительно ли они нуждаются в вашем продукте и чего им не хватает у конкурентов.

Также важно продумать, как вы будете реализовывать свою идею: самостоятельно или с помощью другой организации/нескольких сотрудников.

4. Оцените перспективы развития бизнеса

Один из способов это сделать – провести SWOT-анализ. Он является методом стратегического планирования и позволяет обнаружить:

  • сильные/слабые внутренние стороны проекта;
  • потенциальные внешние/рыночные возможности;
  • потенциальные внешние/рыночные угрозы (риски).

Данный метод поможет изучить как отдельных конкурентов, так и рынок в целом. Согласно вышеперечисленным пунктам, вы составляете таблицу, благодаря которой выделяете преимущества и сложности, с которыми придётся столкнуться. В результате вы сможете проработать все нюансы и подготовиться к испытаниям.

Однако важно понимать: при реализации идеи трудностей будет больше, и придётся оперативно адаптироваться под меняющиеся условия.

5. Определите стратегию продвижения и цель с конкретными сроками

Чтобы решить, как продвигать свои товары, нужно проанализировать конкурентов и разобраться, сколько денег у них уходит на рекламу. Если у вас небольшой бюджет для старта, можно сделать акцент на партнёрских связях, а не на рекламной кампании.

Сегодня большую часть товаров рекламируют в интернете: через сайты, социальные сети и мессенджеры. Также можно продвигать свой продукт через лидеров мнений (например, блогеров), участвовать в мастер-классах и акциях.

При этом важно поставить чёткую цель: сколько товара вы планируете продавать в месяц/в год, сколько у вас должно быть клиентов, какими темпами вы будете расширять географию продаж. К этой цели нужно стремиться всеми силами, чтобы не уйти в минус.

Долгосрочные цели могут меняться в зависимости от внешних факторов и ваших показателей, но здесь нужно быть осторожными. Кстати, если бизнес пошёл в гору, превышение факта над планом – не всегда плюс. Например, вы решили продавать 10 кукол в месяц, но заказов стало больше, и вы радостно согласились сделать 30 кукол. В этом случае не учтён фактор времени, и есть риск не успеть своевременно выполнить обязательства перед покупателями. Тогда вы не только рискуете потерять клиентов, но и репутацию: негативные отзывы расходятся очень быстро.

Анализ и стратегия позволят вам тщательнее подготовиться к запуску своего дела, внести изменения ещё на самых ранних этапах или вовсе пересмотреть свою идею.

Если вы ищете вдохновения, советуем вам почитать реальную историю начинающего 22-летнего предпринимателя Михаила. И желаем удачи в вашем новом деле!

Материал подготовлен с использованием информации ресурса «Финансовая культура»