Чем позже, тем лучше

Полноценное осознание у ребёнка возникает не ранее 12 лет. До этого возраста рекомендую максимально ограничить время, которое ребёнок проводит в интернете. Неосознанное присутствие во всемирной сети может привести к двум типам нежелательных последствий:

  • Угроза безопасности данных и устройств

В этом случае может произойти кража персональных данных из-за, например, заполненной ребёнком формы на фишинговом сайте. Или на планшет скачали заражённую вирусом игру из непроверенного источника, и этот вирус повлиял на работу видеокарты внутри планшета.

  • Влияние непосредственно на ребёнка

Этот тип последствий можно назвать самым опасным, поскольку он оказывает влияние на неокрепшую детскую психику. Например, «прогулка» по непроверенным источникам может привести на сайт с запрещённой законом информацией или данными, которые не подходят ребёнку по возрастной категории и могут нанести психологическую травму.

Ограничьте доступ к потенциально опасному контенту

Ограничить доступ к нежелательному и потенциально опасному для ребёнка контенту можно в настройках устройства и в конкретном приложении. Большинство современных программ имеют «детский режим» и автоматически отсеивает не подходящий по возрасту и содержанию контент.

Также некоторые мессенджеры позволяют ограничить круг лиц, которые могут связаться с пользователем. Соответственно, вы настраиваете безопасное общение с контактами, занесёнными в телефонную книгу, а также с теми, кто знаком ребёнку лично.

Ещё один способ – настроить отключение интернета на устройстве или самого гаджета после определённого времени (например, после 20:00). Это снизит вероятность того, что ребёнок в процессе «серфинга» по интернету случайно наткнётся, скажем, на позднее онлайн-шоу, которое по своему содержанию ориентировано на взрослую аудиторию.

Лучшее решение – это профилактика

Цифровая гигиена неразрывно связана с цифровой грамотностью. Поэтому прежде всего необходимо объяснить детям на понятном и доступном языке, что такое персональные данные и почему ими нужно делиться осторожно. Размещённая в сети информация может быть получена и использована злоумышленниками с самыми разными целями. Важно хорошо подумать, прежде чем оставить личные данные на сайте, в приложении или в переписке с другим человеком.

Для соблюдения цифровой гигиены родителям также важно познакомить детей с часто встречающимися проблемами в интернете и предложить понятное решение. Ключевое в этом вопросе то, что ребёнку нужно доступно объяснить алгоритм действий, с помощью которого он может снизить риски, защитить себя и свои данные. Базовыми в этом смысле можно назвать следующие алгоритмы:

  • как отличить поддельный сайт от настоящего
  • как проверить подозрительность ссылки, файла или нового друга в социальных сетях
  • как ограничить доступ к своим файлам в облачном хранилище
  • как делать резервные копии важных документов и т.д.

Доносить эту информацию можно разными способами:

  • адаптировать под ситуации любимые сказки и показывать короткие игровые ролики-инструкции, если ребёнок – дошкольник или младшеклассник
  • объяснять риски на словах и конкретных примерах (сложность и детальность примеров меняется по мере взросления ребёнка)
  • инициировать участие (индивидуальное или всей семьёй) в олимпиадах по цифровой грамотности
  • предлагать ребёнку пособия по цифровой гигиене или проверенные интернет-ресурсы с соответствующими инструкциями и полезными кейсами.

Текст предоставлен компанией «Лайм-Займ».