Возраст от 3 до 7 лет: как научиться обращаться с деньгами

  • Расскажите детям о работе и зарплате

Уже в этом возрасте ребёнку можно рассказать о работе: за добросовестное выполнение трудовых обязанностей человек получает вознаграждение – зарплату. При этом есть работа, которая не оплачивается деньгами, но она не менее важна и является в том числе проявлением любви и заботы к близким: уборка по дому, приготовление ужин.

«Начинать учить детей откладывать денежные средства можно с 5-6 лет. В этом возрасте поводом для накоплений может стать приближающийся праздник или желание ребёнка самостоятельно купить подарок маме/папе, иным родственникам. Копилку лучше подобрать прозрачную, так наглядно видно, как увеличиваются сбережения»– Ольга Андреева.
  • Приучайте детей пользоваться деньгами через игру

Малышу легче понимать мир в игровом формате, поэтому ему можно давать интересные задания: рассортировать монеты и купюры по номиналу, разменять крупную купюру более мелкими. Полезна будет одна из любимейших детских игр – «Магазин». Можно расставить предметы и вместе с ребёнком сделать для них ценники, а затем продавать/покупать их по очереди.

  • Не забывайте про мультфильмы

Через образовательные мультфильмы ребёнок сможет лучше запоминать информацию. Можно показать малышу такие мультики про финансы, как «Азбука денег. Уроки тетушки Совы», «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками, «Три кота», «Богатый бобренок», «Фиксики».

Взрослеем: учим финансовому планированию детей от 7 до 11 лет

Ещё в начальной школе у ребёнка появляются первые карманные деньги. В этом возрасте важно объяснить, как любят говорить мамы и папы, что «деньги не печатаются». Однако нужно донести информацию правильно, в том числе показать личным примером грамотное финансовое планирование. Совершая самостоятельно первые маленькие покупки, ребёнок получает полезный жизненный опыт.

«Регулярное выделение младшим школьникам карманных денег приучает их к планированию расходов и разумной экономии. Необходимо определить сумму, которую семья может выделять из общего бюджета на регулярной основе. При этом полезно заранее обсудить с ребёнком список «нежелательных» покупок. Это необходимо для обеспечения его безопасности и уменьшения неразумных трат»– Ольга Андреева.
  • Объясните, почему в магазинах разные цены

Во время шоппинга вместе с ребёнком можно в разных магазинах показывать один и тот же товар и обращать внимание, что цена отличается. Совместно порассуждайте об этом: стоит ли прямо сейчас покупать эту вещь, или лучше поискать подешевле? Насколько эта вещь важна?

  • Обсуждайте с детьми структуру семейного бюджета

Многие из нас в детстве думали: почему родители твердят «денег нет»? Можно же просто откладывать всю зарплату целый год и накопить миллионы денег! Это происходит, потому что ребёнок не знает, что и игрушки, и еда покупаются на зарплату.

По мнению Ольги Андреевой, уже с 7-8 лет можно говорить с ребёнком о семейном бюджете. Не обязательно называть конкретные цифры: нужно рассказать об основных статьях расходов – продукты, вода и свет, корм домашним питомцам и т.п. Так ребёнок будет учиться распределять бюджет.

  • Не забывайте про книги и полезные приложения для детей

Вместе с ребёнком изучайте книги по финансовой грамотности: «Удивительные приключения в стране Экономика» Игоря Липсица, «Финансовая грамотность» Сергея Федина, «Пёс по имени MoneY» Бодо Шефера.

И, конечно, без приложений в век технологий не обойтись: они помогут школьникам в игровой форме научиться распределять свои траты. Например, приложение «Финзнайка» от Минфина РФ или «Умназия», где есть интерактивный курс по финансовой грамотности для детей.

Кстати!

Если ребёнок потратил все выделенные карманные деньги, не стоит сразу же их возмещать. По мнению Ольги Андреевой, спокойная беседа о произошедшем позволит сформировать бережливый подход к личным финансам и обучит школьника финансовому планированию.

Учим подростков от 14-18 лет полезным финансовым инструментам

В этом возрасте молодые люди уже причисляют себя к миру взрослых. У некоторых подростков появляется первая работа во время каникул и радость от первого заработка. Родителям важно дать детям возможность самостоятельно принимать решения и учиться на собственных ошибках.

  • Правило 24 часов

Даже не все взрослые знакомы с этим правилом. Его суть заключается в том, чтобы дать себе время подумать перед крупной покупкой – 24 часа. За это время эмоции остынут, и с холодной головой можно принять взвешенное решение. Обязательно раскройте ребёнку этот лайфхак!

  • Учим составлять финансовый план и ставить чёткие финансовые цели

Когда есть финансовая цель, это мотивирует делать сбережения. Придумайте вместе с ребёнком цель и помогите ему постепенно двигаться к ней, откладывая часть карманных и заработанных средств.

«Ставить чёткие финансовые цели – очень полезный навык. Необходимо учить детей составлять финансовые планы на неделю, месяц, полгода. Достижение к поставленной цели принесет ребенку не только большую радость, но и важный жизненный опыт, который пригодится в будущем»– Ольга Андреева.
  • Обсудите тему займов

Подростковый возраст – самое время рассказать о займах. Необходимо объяснить, в каких случаях можно обойтись без долгов, и что не всегда стоит давать в долг даже друзьям, хотя сказать «нет» бывает очень сложно.

  • Не забывайте про книги

Можно посоветовать подростку почитать книги о биографиях миллионеров: «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» Энтони Роббинс, «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки.

Финансовая грамотность – необходимый навык, который поможет ребёнку во взрослой жизни управлять своими финансами, планировать бюджет и принимать обоснованные финансовые решения. В современном мире существует множество финансовых продуктов, и важно уметь применять их правильно, чтобы они приносили пользу.

И, конечно, финансовая грамотность является основой для формирования финансовой культуры, которая включает в себя уважение к труду и понимание ценности денег. Это помогает с