Кампания «Транспорт финансового просвещения» стартовала в рамках Проекта Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации».

Идея использования площадок общественного транспорта для привлечения внимания к разумному финансовому поведению впервые была реализована в 2020 году. По заказу Министерства были разработаны тематические материалы. Реализацию осуществляло коммуникационное агентство «Грэй Мэттер».

На тот момент в акции приняли участие пять городов – Новосибирск, Горно-Алтайск, Петрозаводск, Чебоксары и Волгоград. 

В Новосибирске акция была поддержана автономной некоммерческой организацией «Новосибирский дом финансового просвещения» и региональным консультационно-методическим центром проекта Министерства финансов России по Новосибирской области. Активное участие в организации социологических исследований принял Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ».

Проведенный университетом опрос пассажиров вагона финансового просвещения показал: 46 из каждых 100 опрошенных особенно привлекло оформление вагона, а 54% респондентов отметили, что размещенные в финансовом вагоне материалы показались им полезными и востребованными. Интересно, что в то время, как большая часть респондентов оценила информационные сообщения как нейтральные (43%), чуть более трети сказали, что реклама представляет собой повод задуматься (34,3%), а около 19% респондентов сочли, что она внушает оптимизм. Наибольшую заинтересованность вызвала тема личных и семейных сбережений, накопления средств «на черный день» – информационные материалы на эту тему популярны у более чем 52% респондентов. Около 29% опрошенных назвали в качестве актуальной тему о защите прав потребителей финансовых услуг, более 14% - мошенничество в сфере финансовых услуг, почти 5% - кредиты и микрофинансовые займы.

Пассажиры по достоинству оценили понятный язык, актуальные темы, приятный дизайн и форму подачи информации, позволяющую прочитать многое даже при поездках на короткие расстояния. В ответах на вопрос «Будут ли Вам интересны иные мероприятия по финансовой грамотности в Новосибирске?» процентное соотношение между представителями разных мнений сложилось следующим образом: «да» ответили более 53% опрошенных, около 39% пока затруднились дать определенный ответ и только 8% ответили «нет».

В целях развития и масштабирования просветительской кампании в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области Новосибирский Дом финансового просвещения получил права на использование информационных материалов проекта.

Осенью того же года в регионе кампания была возобновлена – познакомиться с просветительскими материалами получили возможность пассажиры не только метро, но и наземного транспорта.

В салонах муниципального общественного транспорта были размещены информационные плакаты с полезными советами, посвященными наиболее популярным жизненным ситуациям, связанным с финансами: как рассчитать кредитную нагрузку, что делать при просрочке по кредиту, от каких банковских услуг можно отказаться, как различить звонки мошенников, какие данные банковских карт нельзя разглашать и другие вопросы.

Позже география проекта значительно расширилась – транспорт финансового просвещения начал курсировать уже по территории региона. В качестве пилотного был выбран Кыштовский район. В настоящий момент кампания реализуется  еще в 27 районах области.